Меню
kak vospityvat' giperaktivnogo rebenka

• 31 мая 2018 • Родителям на заметкуКомментарии (0)144

Как воспитывать гиперактивного ребенка, что делать родителям

[bsa_pro_ad_space id=3][bsa_pro_ad_space id=4]

Активное движение жизненно необходимо для молодых растущих организмов. Однако в любом детском коллективе обязательно найдется малыш, чьи трюки по степени риска выходят за рамки обычных, а шалости оказываются за гранью понимания взрослых. Если это ваш случай, тогда возникает естественный вопрос: как воспитывать гиперактивного ребенка? Что можно сделать для малыша, чтобы он не «сходил с ума», пришел в норму и был нормальным?

Дети с СДВГ очень невнимательны и трудно фиксирует внимание, часто переключаясь с одного поля деятельности на другой. Они небрежны в письме из-за этого совершают много ошибок, часто теряют книги, свои игрушки или школьную форму. Они очень забывчивые и им трудно выполнять домашнее задание самостоятельно, поэтому им всегда нужен рядом «контроллер» — родитель либо учитель. Они часто в школе тянут руку, так и не дослушав до конца вопрос преподавателя. Могут перебивать вопрос учителя или «влезать» в ответ других учеников, вскрикивать, вставать, мешать проведению урока. (Больше о признаках гиперактивных детей и причинах гиперактивности вы можете узнать, прочитав статью).

Что же в этом случае делать родителям? Какие советы психолога помогут поступать правильно как им, так и воспитателям в детском саду или учителям в школе?



Что делать родителям гиперактивного ребенка: советы психолога

  • Проводить воспитательные беседы с маленьким разбойником конечно необходимо. Так можно, по крайней мере, объяснить ему, что хорошо, а что плохо. При этом немедленного изменения в стиле поведения малыша ждать не приходится. Его тело живет и действует настолько независимо и быстро, что хозяин просто не успевает обдумывать свои действия. По этой же причине бессмысленно внушать малышу правила жизни на повышенных тонах. Тем более применять методы физического воздействия.
  • Гиперактивному мальцу весьма полезны тесные контакты с взрослыми. Хвалите малыша по любому подходящему поводу, не забывая при этом прикоснуться к его руке, погладить по голове или слегка похлопать по плечу. Маленькие разбойники не воспринимают выговоры, но весьма чувствительны к похвалам и другим проявлениям любви. Привлекайте дитя к своим занятиям либо работам по дому, объясняя, что или зачем вы делаете. По возможности сопровождайте малыша в его делах.
  • Частый вопрос как вести себя с гиперактивным ребенком? Окружите своего малыша любовью и воспринимайте его как развивающуюся личность, отличающуюся от более спокойных детей только желанием узнать мир как можно быстрее. Совсем нелишним будет обратиться за советом к детскому психологу и неврологу.
  • Не отвлекайте мальца без крайней необходимости, когда он поглощен каким-то хорошим занятием или тихой игрой — это и так достаточно редкое явление. Если вам все же нужно обратиться к сверхактивному сорванцу, мягко войдите в поле его внимания, поверните к себе, чтобы он смотрел только на вас, и затем говорите. Тогда он вас точно услышит.
  • Активность ребенка можно направить в новое русло, создав в доме детский спортивный уголок — с канатом, шведской стенкой, перекладиной и другими снарядами. Движения и игры в гимнастическом уголке, возможно, будут выглядеть беспорядочными, но только внешне. На самом деле будет происходить развитие координации движений, глазомера, умения планировать действия наперед. Психологи считают такие занятия весьма действенным методом по преодолению СДВГ.

  • Желательно будет сменить обстановку, сделать более уютную комнату, и, конечно же, следить и переключать внимание ребенка с проблем, которые его беспокоят на более актуальные и интересные задачи.
  • Нужно давать ребеночку здоровый сон. А заинтересовать гиперактивного ребенка можно интересным спортивным хобби, которое будет радовать и увлекать. К примеру, плавание в бассейне. Вода очень успокаивает, снимая тревогу и напряжение, накопленные дитем.
  • Необходимо подобрать для него оптимальные способы саморегуляции. Для этого можно делать дыхательные упражнения, заниматься зарядкой и физическими упражнениями, при возможности включать спокойную музыку.
  • Но главное в том, что нужно научить его искать внутренние ресурсы, сохранять их и использовать с умом, и тогда болезнь уйдет сама не оставив и следа.
  • Должно быть ограничение в сладком, так как в нем содержится глюкоза, которая провоцирует активность.

Как воспитывать гиперактивного ребенка: рекомендации родителям

Рассмотрим несколько общих рекомендаций по воспитанию гиперактивных детей и общения с ними, чтобы понять, чем родители могут помочь таким детям в раннем возрасте.

  • Общаясь или занимаясь с ребенком говорить нужно максимально короткими фразами, без лишних смысловых нагрузок. Длинных предложений стоит избегать.
  • Нужно помогать ребенку, предупреждая его. Перед тем как забрать малыша с прогулки, уложить его спать, призвать убрать игрушки или покормить его, вам обязательно нужно будет минут за пять-десять перед этим предупредить его. К примеру, «через пять минут заканчиваем играться, и будем собирать игрушки».
  • Запреты формулируйте конкретно. В общении с детьми, страдающими СДВГ, избегайте слов отрицания, типа: «не, нет, нельзя». Например, не стоит говорить так: «Нельзя бегать по песку», а лучше сказать «выйди, пожалуйста, на дорожку». При этом обязательно нужно объяснять причину отказов или запретов.
  • Определите рамки и критерии поведения. Для этого нужно разграничить поведение на: «что нельзя» и «что можно». Пробуйте использовать знаковую систему вознаграждения поведения. Например, звездочками (можно с магнитом на холодильник) отмечаете каждый хороший поступок своего сорванца, за который он потом получит вознаграждение.

  • Хвалите позитивными словами: «Молодец; ты можешь; у тебя все хорошо получается; отлично; моя умница».
  • В желании помочь или поддержать малыша оценивайте не только поступки, но и личность.
  • Никогда не позволяйте окружающим ругать ребенка с синдромом СДВГ, критически оценивающих его неврологические особенности.
  • Старайтесь вместе с дитем обыгрывать любую информацию, которую хотите, чтобы он усвоил. Делайте это как можно чаще.
  • Возьмите за правило избегать постоянных замечаний, одергиваний или попыток вмешиваться в детские игры.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми в школе

  • Избегайте резкой критики и постоянных советов о том, как ребенок мог бы еще лучше выполнить задание.
  • Старайтесь школьную жизнь не делать для сверхподвижного юного ученика тяжелой обузой или обязанностью.
  • Возьмите себе за правило с ребенком, страдающим СДВГ чередовать выполнение заданий с как минимум получасовыми периодами отдыха.
  • Если дитя не смогло усвоить на уроках школьный материал из-за того что витал в облаках или отвлекался, постарайтесь дома этот материал снова ему разъяснить.

  • Чтобы ваш школьник решил какую-то задачу вам нужно убрать все отвлекающие, лишние предметы. Создав тем самым ему то рабочее место, в котором он сможет учиться.
  • Не бойтесь предоставлять гиперактивным деткам больше самостоятельности в тех предметах или деятельности, которые им хорошо или легко даются.
  • Старайтесь гиперактивным детям разнообразить учебные занятия дома, так как зачастую невозможно подобрать им специальную учебную программу.
  • Перед тем как ребенок дома начнет выполнять свои учебные задания, обязательно просмотрите всё ли у него в порядке на столе? Есть ли нужные учебники, тетрадки? Ничего ли его не отвлекает?
  • Учебные задания должны быть короткими, быстрыми, веселыми. При этом не стоит постоянно спрашивать у детей с СДВГ, что они запомнили? Или требовать у них ответа на поставленные вопросы. Таким детям легче запомнить материал, если от них не требуют дословных запоминаний или цитирований.
  • Информация должна подаваться четко, ясно, кратко. Школьные задания должны быть дозированы. Одно задание лучше разделить на несколько частей. Тогда сорванцу будет легче с ним справиться.
  • Старайтесь заранее знакомить своего гиперактивного ученика с материалами следующих уроков.
  • Хвалите гиперактивных независимо от его результатов. Ведь такие дети очень хотят получать одобрение взрослых.
  • Родителям нужно поговорить с учителями перед поступлением в школу. Объяснив им, что повышенная отвлекаемость вашего ребенка во время урока, его желание встать с места, поворачивания и кручения в разные стороны или рассеянность — это результат его особенностей. Что со своей стороны вы делаете все что возможно, чтобы помочь своему чаду справиться с этим заболеванием. Поэтому вы рассчитываете на помощь, понимание и сотрудничество учителей в данном вопросе.
  • К сожалению, наша современная система образования пока не готова к тому, чтобы уделять гиперактивным деткам особое внимание. Поэтому родителям не стоит накладывать на детей с СДВГ большие ожидания. У таких деток внутренний потенциал может быть большим, но применить его он не может из-за своих неврологических особенностей.

  • Родителям стоит поинтересоваться у учителей, по какой программе будет учиться их дитя. Гиперактивным деткам лучше учиться по простой, традиционной программе, где доходчиво объясняют правила, приводят примеры, дают образцы. Так как у ребенка не хватит терпения самостоятельно искать информацию, доходить к каким-то решениям.
  • Ребенок с синдромом СДВГ должен сидеть на первых партах в зоне видимости учителя. Также очень важно дома при выполнении домашних заданий стараться делать с юным учеником короткие паузы. Иначе он будет допускать ошибки. Тогда как даже пятиминутный отдых может помочь ему продолжить занятия.

Правила поведения с гиперактивным ребенком

10 рекомендаций и правил, которым советует следовать доктор Комаровский.

  • Важно установить контакт с гиперактивным ребенком, обращаясь непосредственно к нему, а не к какому-то предмету. В разговоре чтобы он вас услышал, а его внимание не было рассеянным стоит взять малыша за руки или плечи, сказав: «Посмотри мне в глаза». При этом стоит убрать все отвлекающие или мешающие контакту факторы: игрушки, гаджеты, телевизор, музыку.
  • Постоянство правил. Дети с диагнозом гиперактивности должны знать, что установленные правила действуют не только сегодня, но и завтра и через неделю, месяц. Поэтому если сегодня нельзя играть со спичками, то завтра или через месяц в плане запрета ничего не изменится. А для этого нужно, чтобы правила были понятны, конкретны, а также выполнимы. К примеру, сложишь игрушки (конкретно какие). Сложишь куда? В конкретное место. Детям с диагнозом СДВГ не рекомендуется сразу давать несколько поручений. К примеру, собери игрушки, помой ручки, а затем садись кушать.
  • Помните о порядке и безопасности. Цель — уменьшить вероятность детских травм и порчи имущества. А для этого нужно быть для малыша хорошим примером. Самому соблюдать порядок и меры предосторожности.

  • Когда родители интересуются тем, как справиться с гиперактивным ребенком, то обязательным условием является жизнь по распорядку дня. Это основа успешного воспитания детей с СДВГ. Кроме дисциплинирующего воздействия на психику ребенка, такая мера развивает у него и чувство времени. Любому дитю, а тем более гиперактивному намного легче адаптироваться, если он будет в одно и то же время ходить гулять, ложиться спать, кушать. Режим дня делает события для детей предсказуемыми, поэтому они меньше возбуждаются.
  • Похвала с постоянством. Взрослые чаще ругают, чем хвалят гиперактивных детей, забывая о силе похвалы. Старайтесь замечать даже самые малейшие успехи своего чада и хвалите его за это. А для этого выискивайте то, что у него хорошо получается. Обычно большинство таких детей игнорируют упреки, но они всегда чувствительны к похвале. Им нужно ощущать, что родители всегда рядом, чтобы поддержать, помочь справиться с трудностями в детском саду или школе.
  • Цените участие, а не результат. Ребенок старался что-то сделать, но у него не получилось либо он сделал это плохо. Это не беда, главное, что он старался, а это уже достойно похвалы.
  • Поощряйте и развивайте его хорошие особенности. Постарайтесь понять, что у вашего маленького разбойника получается делать хорошо и поддерживайте его в этом. Как говорит доктор Комаровский, дети с гиперактивностью получают особое удовольствие от похвалы за свои особенности. Он советует родителям поощрять детей развиваться в этих способностях, создавая им для этого хорошие условия.
  • Старайтесь избыток детской энергии растратить еще до его сна, направив ее в правильное русло: погулять, побегать, попрыгать.
  • Заранее думайте о посещении гостей или магазинов. Если вы посещаете магазин с ребенком, страдающим СДВГ, то предусмотрите возможность какой-то покупки для него. Перед посещением гостей проведите со своим чадом педагогическую беседу о том, что ему можно, а чего нельзя в гостях. При этом если вы знаете, что в гостях будут другие активные дети, то возможно лучше отказаться от похода в гости. Потому что дети влияют друг на дружку стимулирующее, а значит, в гостях они устроят «сумасшедший дом».
  • Берите тайм-аут. Иногда просите родственников или надежных друзей побыть с вашим гиперактивным ребенком, чтобы вы могли немного отдохнуть. Не стоит забывать о себе и своих отношениях со спутником жизни. Это поможет вам не «выдохнуться» от усталости, раздражительности из-за постоянного общения со своим гиперактивным малышом. А от этого и малышу будет хорошо.

В завершение рекомендуем из этого видео узнать мнение детского психолога Марины Романенко о том, как относиться к детям с чрезмерной активностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

>