Телефонный этикет — это не жесткий набор правил, которым вы должны научить своего ребенка. Чтобы научить его этикету и безопасности при обращении с телефоном, от родителей требуется здравый смысл и твердое руководство.
Поэтому рассмотрим несколько ключевых правил, чтобы помочь детям на ранней стадии развить этот жизненно важный навык. Неважно, звонит ли бабушка, чтобы узнать о делах родителей и внуков или незнакомый мужчина звонит папе, дети должны знать правила телефонного этикета, отвечая на телефонные звонки.
Что такое телефонный этикет
Телефонный этикет — это правила общения по телефону, которые оставляют хорошее впечатление у других о собеседнике. Это включает в себя то, как вы приветствуете звонившего, ваш тон голоса, выбор слов, навыки слушания и умение правильно завершить звонок.
А теперь посмотрим, что должны знать дети и взрослые о правилах телефонного этикета и безопасности для детей.
Телефонный этикет: правила для детей
Что нужно делать по этикету
- Звонить можно с 8:00 до 21:00 в будние дни и с 10:00 до 21:00 по выходным дням. Так вы никого не разбудите и не напугаете своим звонком.
- Когда вы звоните и вам никто не отвечает, тогда подождите примерно 15 минут, прежде чем пытаться позвонить снова. Повторите попытку через более продолжительное время.
- Нужно всегда здороваться, представляться и спрашивать у собеседника удобно ли ему сейчас поговорить. Важно не забывать говорить «спасибо». Также важно интересоваться и тем, с кем вы говорите. Например, сказав: «Простите, а с кем я разговариваю?»
- Разговор всегда надо заканчивать вежливо попрощавшись, говоря «пока», «до встречи», «до завтра», «до свидания», а не просто положить трубку.
- Если надо оставить сообщение, то важно сделать это после звукового сигнала. При этом стоит убедиться, что оставил свое имя, номер телефона и свою просьбу или сообщение.
- При случайном наборе неправильного номера нужно просто сказать «извините, я ошибся», а затем повесить трубку.
- Когда пишете текстовое сообщение на своем мобильном телефоне, оно должно быть кратким.
- Спрашивать разрешение, прежде чем кого-то фотографировать, снимать видео или пересылать фото.
- Если родителям или взрослым родственникам, которых нет дома звонит кто-то из знакомых, тогда ребенок может сказать, что они отсутствуют, но скоро будут. Затем спросить, может ли он сам передать сообщение или человек хочет перезвонить позже? Если звонивший просит ему перезвонить, тогда нужно вежливо спросить по какому номеру перезвонить.
- Если нет рядом ручки и блокнота, тогда ребенку нужно попросить звонившего подождать несколько минут, пока он приготовится записать координаты. Объясните ребенку, что не нужно полагаться на свою память. Записав сообщение, вежливо пусть попросит звонившего прослушать, точно ли было записано его сообщение.
Кстати, а ваши дети знают, как вести себя в гостях? Советуем обратить внимание на статью о правилах гостевого этикета.
Телефонный этикет, чего нельзя делать по этикету
- Не нужно звонить другим во время их предположительного обеда, если это не срочное дело или вопрос.
- Некрасиво прерывать обед, со своей семьей вспомнив, что нужно позвонить однокласснику или сокурснику.
- Шалить по телефону, делая пустые звонки и бросая трубку — не развлечение. Это раздражает других.(Прочитайте, как правильно дисциплинировать своих детей?)
- Нельзя брать чужой мобильный телефон без разрешения, чтобы позвонить, даже если звонок срочный. Первым делом нужно спросить разрешения!
- Никогда не кричите в телефонную трубку. Не нужно о себе оставлять негативное мнение других. Важно быть почтительным к тем, кто находится вокруг тебя.
- За столом не нужно играть в мобильные игры, переписываться с друзьями, отсылать фото в социальные сети. Прием пищи — это не повод развлекать их мобильным телефоном. Других это может сильно раздражать.
- Некрасиво перебивать позвонившего человека, когда он говорит. Это относится ко всем видам разговоров.
- Телефонный шнур — это не детская игрушка. Прочитайте статью: нужны ли подростку хорошие манеры?
О том, как правильно разговаривать по телефону, вы можете посмотреть из этого видео.
Меры безопасности при использовании мобильного телефона детьми
- Категорически запрещается ребенку (подростку), отвечая на звонок незнакомого человека, говорить, что он один дома, а взрослые ушли. Если звонят родителям, которых нет дома, тогда лучше сказать, что они сейчас не могут подойти к телефону, но сами перезвонят позже. Или попросить звонившего перезвонить в определенное время.
- Ребенку нужно всегда проверять конфиденциальность профилей в социальных сетях.
- Не вводить личные данные, такие как имя, адрес или дату рождения, в онлайн-аккаунты или формы.
- Принимать новые запросы в друзья в социальных сетях только от людей, которых они знают лично
- Отключать в не нужных приложениях службы определения местоположения. Так ребенок не будет показывать свое местоположение близлежащим людям, которых они не знают.
- Не отвечать на номера, которых дети не знают.
- Всегда отвечать на телефонные звонки родителей.
Правила общения по телефону с друзьями
- При звонке друзьям нужно вначале поздороваться и представиться, а затем говорить или что-то спрашивать. Просьба всегда должна сопровождаться словами «пожалуйста, спасибо». Например, «привет, это звонит (имя), скажи, пожалуйста…». Всегда начинайте так разговор, даже если одноклассник узнал ваш голос.
- После приветствия задайте вопрос, чтобы завязался разговор. Для этого можно спросить о том, как дела у вашего друга.
- Когда на звонок другу отвечает кто-то из его семьи, нужно обязательно поздороваться и представиться, а затем вежливо попросить его к телефону.
- Отвечать на телефонный звонок друзей нужно простыми словами: «Алло, я слушаю тебя», а не словами «да», «говори», «я весь внимание», «слушаю». Сделайте паузу, чтобы друг мог рассказать о цели своего звонка.
- Всегда спрашивайте друзей, удобно ли им сейчас поговорить или нет. Так вы избежите неловких моментов, когда собеседник станет прерывать или торопить вас. Например, можно сказать: «У тебя есть несколько минут, чтобы поговорить?» или «Я наверное не вовремя позвонил?»
- Телефонный этикет подразумевает, что говорить нужно по очереди и не перебивать разговор друга.
- Отправляя голосовое сообщение, говорите кратко и, по существу. Окончание слов не проглатывайте, а проговаривайте их четко.
- При разговоре по стационарному телефону вы не видите выражения лица ваших друзей. А значит не сможете понять, что с ними происходит. Поэтому слушайте внимательно друга и сосредоточьтесь на разговоре с ним, чтобы вы могли ответить на его вопросы.
- Свои эмоции в разговоре с друзьями лучше выражать словами, а не мимикой, потому что человек по ту сторону вас не видит. Если друг говорит о чем-то грустном, тогда скажите примерно следующее: «Мне очень жаль, что с тобой это случилось. Я слышу, как тебе трудно и меня это расстраивает так же, как тебя»
- Если разговор затягивается, его лучше завершить и попрощаться, а не делать продолжительные паузы. Можно сказать другу следующее: «Было так приятно с тобой поговорить. Надеюсь, мы скоро снова с тобой созвонимся и поговорим».
Мобильный этикет
Иногда дети, разговаривая по мобильному телефону, забывают, что вокруг них находятся люди. Поэтому важно соблюдать этикет, не только для общения по стационарному телефону, но и при разговоре с мобильного телефона.
Правила мобильного этикета для школьников и студентов
- Собираясь присутствовать в месте, где соблюдается тишина, важно установить низкую громкость или перевести телефон на виброзвонок.
- На уроках или парах нужно выключать телефон.
- Если вы ждете важный звонок, когда находитесь на уроках или парах, тогда заранее вежливо предупредите учителя, что это срочный вызов, и вам нужно будет на него ответить. Дождавшись звонка, вежливо попросите выйти, чтобы ответить.
- Находясь за обеденным столом, не отвечайте на мобильный звонок.
- Никогда не принимайте фотографии от людей, не спрашивающих вашего разрешения переслать фото. Также сами избегайте отправлять фотографии, предварительно не спросив разрешения. Пересылать смущающие фотографии одноклассникам — некрасиво.
Когда неуместно делать или принимать звонки
- Неуместно звонить в библиотеках, кино, лифтах, музеях, театрах, кладбищах или присутствуя на ритуальных речах.
- Когда ждете очереди к врачу, в местах отправления религиозного культа, учебных аудиториях, в больницах или в скорой помощи, общественном транспорте.
- Во время обеда в столовой, кафе, ресторанах.
- Когда рассчитываетесь за покупки или стоите в очереди. Если возникла необходимость позвонить или принять звонок, находясь в очереди, отойдите на несколько метров в сторону и тихо переговорите.
- Возьмите за правило звонить или отвечать на звонки за несколько метров от остальных присутствующих.
Правила общения по телефону, которые нужно обсудить с детьми: памятка для родителей и учителей
- Всегда объясняйте и напоминайте детям до какого времени можно звонить по этикету.
- Объясняйте, что нельзя быть телефонным хулиганом и как нужно вести себя, когда их запугивает телефонный хулиган. Дети должны понимать: запугивание или пересылка смущающих фотографий одноклассникам никогда не бывает безвредным. (Вы можете узнать несколько практичных советов о том, как защитить ребенка от издевательств в школе?)
- Говорите с детьми о приоритетах телефонного звонка. Объясните им, что телефоны были куплены, не для детской болтовни, а чтобы родители могли дозваниваться к ним. Поэтому они никогда не должны игнорировать вызов от родителей.
- Важно также объяснять детям, чтобы они всегда проверяли и убеждались, правильно ли положили телефонную трубку. Это нужно делать, чтобы избежать постоянно занятой линии.
- Не нужно специально звонить только для того, чтобы похвастаться перед другими своим смартфоном.
- Прежде чем покупать детям мобильные телефоны или смартфоны поговорите с ними о правилах пользования телефоном в общественных местах и дома.
- Внимательно проверяйте свои ежемесячные телефонные счета. Вы можете обнаружить, что ребенок использует телефон не так, как вам нравится.
- Обсудите с другими родителями время звонков между детьми дошкольного и подросткового возраста. Установите лучшее время дня и максимальную продолжительность разговоров между ними, а затем соблюдайте эти правила.
- Не навязывайте тому, кто звонит вашего малыша. Когда звонит бабушка (или кто-нибудь еще), не передавайте трубку своему двухлетнему ребенку, если этот человек не попросит поговорить с ним. Звонивший может быть не в восторге от детского молчания или лепета во время международных звонков. (Какое влияние бабушка оказывает на жизнь внуков, вы можете узнать, прочитав цитаты и высказывания о бабушке и ее любви к внукам)
Заключительные слова
Как видно телефоны полезны, они держат детей в контакте с друзьями и семьей, приносят неоценимую помощь в чрезвычайной ситуации. Но также могут раздражать, если дети не соблюдают телефонный этикет.
Поэтому обучение детей телефонному этикету дома и на уроках является для них важным жизненным навыком. Независимо школьники это или малыши, желающие поговорить с бабушкой. Соблюдая этикет телефонного общения, дети будут производить хорошее впечатление на окружающих людей, а также приносить почет своим родителям.
Очень понравилась эта статья.У самой сын -подросток ,и я замечаю ,что дети часто не умеют вести беседу.Считается ,мол со сверстниками можно говорить как хочется.Обязательно дам ему почитать эту статью.Да и самой есть чему поучиться.Большое спасибо !
Спасибо Анжела, за Ваш второй комментарий. Уверенно скажу, что каждому из нас нужно еще учиться телефонному этикету, не только детям. Просто с детьми мы можем это начать пока они в юном возрасте. Когда соблюдение правил приличия у них станет привычкой, им затем будет легче в жизни применять эти правила этикета. Они не будут их напрягать. Тогда и общение станет другим, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Родителям вовсе не нужно начинать заумные беседы и скучные нравоучения о правилах этикета. Психологи и опытные педагоги говорят о том, что такие формы воспитания только лишь отвращают детей от соблюдения норм этикета и способствуют развитию комплекса неполноценности.
Полностью с Вами согласен, потому что заумные беседы и скучные нравоучения только имеют обратный эффект. Но если обучать этим правилам в виде дружеской беседы и совместно что-то делая, то эффект будет только положительный. Ребенок быстрее и охотней воспринимает информацию.
Хорошие советы, хочу дать почитать их своим детям, так как иногда невозможно слушать, как они говорят по телефону. Поэтому нужно учить их этикету. Хотя в наше время об этом и не задумывались.
Да, Георгий, в наше время не задумывались, так как время было другое, да и телефоны были не в каждой квартире или доме. Времена меняются, поэтому приходится думать об этикете в свете обстоятельств.
Не лишне и взрослым соблюдать эти нормы, разговаривая по телефону, а дети повторят всё за взрослыми.
Вы правы, Екатерина, что и взрослым желательно бы также соблюдать телефонный этикет.